Ни для кого не секрет, что наши предки и все древние племена были язычниками и поклонялись целому пантеону божеств и духов. Самыми интересными и многочисленными из них являлись древние языческие боги удмуртов, про которых до сих пор сохранилось множество легенд и преданий.
Возглавлял пантеон языческого Олимпа подобного греческому Зевсу бог небес Инмар. Далее в триаде божеств шёл не менее могущественный Кылдысин или иначе Кылчин, которого удмурты представляли в виде доброго духа всех начал и творений, дающего жизнь домашнему скоту. Так как он был одним из главных богов и являлся творцом всего сущего, то его культ был наиболее распространён на удмуртских землях и имел ряд воплощений. Так, например, он был творцом воды и назывался Вукылчином, хранителем дома и домашнего хозяйства и имел имя Гидкылчин, а также Нуныкылчином, который покровительствовал роженицам и маленьким детям. Последним в верховной триаде богов был бог Куазь, который был в ответе за погоду и атмосферные явления. Вместе они покровительствовали не только над людьми и землёй, но и над более мелкими богами и духами.
Другие духи олицетворяли различные болезни (Кутӥсь, Мыж, Чер), несчастья (Кыль), были богами луны (Толэзь мумы) или грома (Гудыри мумии), представлялись домовым (Корка мурт, Корка кузё) и прочими созданиями и явлениями. Чтобы избежать горя или привлечь удачу, им воздавали почести и задабривали их на специальных святых местах или создавали специальные статуэтки, идолы или так называемые воршуды, которые символизировали богов, прародителей или семейную святыню и носили индивидуальное имя. Был почитаем также и клир или служитель культа, то есть старец, который служил посредником между людьми и их языческими богами.