Удмуртская реклама появится, когда 80% удмуртов станет олигархами. Интервью с Владимиром Широбоковым

Владимир Широбоков — директор рекламного агентства "Слайдер"

Владимир Широбоков — директор рекламного агентства «Слайдер»

Сегодня у нас в гостях Владимир Широбоков — директор ижевского рекламного агенства «Слайдер». Компания успешно занимается созданием фирменного стиля, разработкой логотипов, созданием и продвижением сайтов. В числе клиентов «Слайдера» как известные ижевские компании, так и российские. Владимир отлично владеет удмуртским языком, и каково быть успешным удмуртом-бизнесменом мы сейчас узнаем.

Добрый день, Владимир. Расскажи о себе: где родился, где учился, где и кем работал и как достиг успехов в бизнесе. Как семья, как дочь? Чем увлекаешься, кроме бизнеса и семьи?

Добрый день, Роман. Родился как и большинство удмуртов в деревне. Если быть точнее, то д. Мувыр, Шарканского района. До 9 класса учился в нашей деревенской школе, и к концу девятого учебного года уже понимал, что я не деревенский житель, в связи с чем возникла необходимость поиска городского учебного заведения. В итоге среднее образование получал в 56 школе г. Ижевска. После школы учился в УдГУ на физическом факультете (не физкультурном :)) и по истечении семи лет учебы был получен диплом о высшем образовании. Во времена студенчества активно занимался общественной работой (нарабатывал опыт и связи), в частности в организациях «ЭРИК», Шунды, политическая деятельность и т.д. Первой должностью в коммерческой рекламной сфере стала должность специалиста по связям с общественностью ДОАО «Спецгазавтотранс». Далее работал в СФ «Римский квадрат», но всегда было желание использовать свой опыт не в рамках одной организации, а применять знания в продвижении компаний в разных сферах бизнеса. Ну и, как всегда в жизни бывает, череда знакомств, событий, и в итоге то, что сегодня получилось — рекламное агентство «Слайдер».

У меня отличная семья, прелестная дочь — смысл жизни. К сожалению, из-за напряженного графика работы стерлась грань между увлечениями и работой: все плавно переходит из одного в другое и сложно сказать, где работа, а где увлечения. Но я все равно счастлив: мне нравится то, что я делаю, и меня ждут дома.

Каково быть удмуртским бизнесменом?

На сегодняшний день, рынок не делит бизнесменов по национальному признаку, все зависит от умений и знаний конкретного человека. Поэтому не могу по особенному ответить на данный вопрос, и скажу — так же как и бизнесменам другой национальности — нелегко.

Знание языка дает конкурентные преимущества или, наоборот, отталкивает клиентов?

Знание языка в данном случае выступает лишь дополнительным катализатором для работы «серых клеток мозга», но способность думать на разных языках для меня всегда казалась занимательной. Не могу сказать, отталкивает ли это клиентов, т.к. при подписании контрактов данный факт не обсуждается. И в большинстве своем моим клиентам, думаю, не важно какой язык у меня родной.

Каково работать с удмуртскими заказчиками по сравнению с заказчиками неудмуртами?

На самом деле моих удмуртских заказчиков можно пересчитать по пальцам, к сожалению, наверное, они даже уместятся на одной руке. Вынужден признать, что зачастую с удмуртскими заказчиками работать тяжелее, но возможно такое впечатление складывается из-за недостатка статистических данных.

Может удмурты более жадны и придирчивы к заказу? Каковы особенности работы с ними? Не ощущаешь на себе элементарную удмуртскую зависть? 🙂

Как уже сказал выше, из-за недостатка данных на сегодняшний день не могу нарисовать потрет удмуртского заказчика, но скорее всего среди представителей будут встречаться люди с разными данными. Насчет зависти не знаю, не ощущал, но могу сказать, что завидовать не чему, это только со стороны кажется — у предпринимателя легкая жизнь, на самом деле все наоборот и не каждому это дано, в особенности брать на себя ответственность.

Как ты думаешь, появится когда-нибудь рынок удмуртской рекламы, и в частности, рынок удмуртской интернет-рекламы? Что для этого нужно?

Вынужден заявить, отдельный рынок удмурсткой рекламы экономически нецелесообразен, а в наше время то, что не выгодно экономически, не может прижиться. В рекламе главные факторы — это стоимость рекламного контакта и конверсия контакта в клиента. Если конверсия в удмуртской рекламе может быть высока, то о стоимости контакта этого сказать нельзя, т.к. стоимость изготовления и проката удмуртской и русской рекламы практически одинакова, а величина аудиторий сильно отличается, причем русская аудитория будет дополняться еще удмуртской, ибо практический каждый удмурт владеет русским языком. Вот и получается, чтобы появился рынок удмуртской рекламы, он должен быть экономически выгоден заказчику. Есть один вариант, когда 80% удмуртов станет олигархами, соответственно данная целевая группа будет лакомым куском для многих рекламодателей.

Ну и напоследок, дай три совета начинающим удмуртским предпринимателям.

1. Пробуйте.
2. Не бойтесь.
3. Следите за своей деловой репутацией .

Update
Ролик в тему


Удмуртская реклама появится, когда 80% удмуртов станет олигархами. Интервью с Владимиром Широбоковым: 18 комментариев

  1. Удмуртская реклама зависит не от олигархического состояния народа, а от развития существующих и становления новых удмуртских культурных индустрий — http://yumshanpromo.blogspot.com/2010/05/blog-post.html

    Стоимость изготовления и проката может быть разной за счет экономии на креаторах и копирайтерах. Можно тупо ограничиваться переводом или адаптацией существующих бренд-буков заказчиков. Прокат же, например аудиопродукции возможен только в нише удмуртскоязычного вещания радио Моя Удмуртия, и это далеко не прайм-тайм, что и отразится на цене, но не на эффективности.

    Удмуртскоязычный рынок рекламных услуг, как и весь проудмуртский рынок, нужно формировать. Хочется продолжить вашими же словами типа «Пробуйте. Не бойтесь.» но понимаю, что этот проудмуртский геморрой нафиг никому не нужен. 😉

    Также по теме
    http://yumshanpromo.blogspot.com/2009/11/blog-post_27.html
    http://yumshanpromo.blogspot.com/2009/12/2.html

    • Было бы не плохо все выше сказанное перевести в и, если экономические расчеты покажут, то же что Вы написали, готов приводить это в качестве аргумента своим заказчикам и периодически снабжать Вас подръядами на изготовление удмуртской рекламной продукции.
      Насчет геморроя согласен.

  2. получается «Эрик» был той ещё организацией — отстойник для молодёжи типа «Шунды». и вообще, где теперь этот Эрик?

    • Отстойник — это грубо. Есть много вещей, которые мне не нравятся, но везде можно найти что-то хорошее, доброе и т.д., и конечно везде есть свои почитатели, можно вести с ними дискуссию, в частности убеждать что их организация отстойник, но нельзя давать голословные определения, тем более не зная существа вопроса.
      Итак, «ЭРИК» был создан снизу, т.е. самой молодежью, да были попытки использовать нашу организацию в политических целях, но мы смогли выстоять, и тем не менее обладали политическим весом, к нам прислушивались. Мы создавались не как альтернатива «Шунды», как многие пытаются сейчас это преподнести, а скорее как продолжение, т.е. вести работу с той молодежью , которая вышла из возраста «Шундыкара», считаю, что это у нас получалось. Нашей целью были не массовые мероприятия, а индивидуальная работа с молодыми удмуртами, оказание помощи в их адаптации в городе, поэтому даже юридически мы назывались городской организацией.
      Где теперь этот Эрик?, Да вокруг Вас, да мы не сохранили юридического лица, многие из нас уже вышли из ворзраста определенного государством как молодежь, но всегда друг другу приходим на помощь, оказываем поддержку.

  3. тунсыко, но мон малпасько, удмурт рекламалэсь луонлыкъёссэ али дыре ини паськытгес уже кутыны луэ.
    удмуртъёслэн 80% олигарх луэмез витёно ӧвӧл, удмурт рекламалэн зэмос потенциалэз али ини туж бадӟым.

  4. и потом, по-моему, мы пока не используем ресурсы друг друга. Удмурты должны начать покупать удмуртские услуги друг у друга, а не на стороне. Начиная от веб-мастеринга (Р. Романов, А. Болтачев, этс), заканчивая свадьбами (В. Ваулина, Э. Панченко но мк) и обедами в офис (С. Семенов). Число сфер, в которых представлены удмуртские предприниматели, уже немалое. Остается дело за тем, чтобы выстроить из этих людей сеть, генерирующую эффекты взаимовыгоды.

  5. Алена Варламова
    Алексей Шкляев, попробуйте повкалывать несколько лет без выходных с утра до вечера (не торчать на мероприятиях, делая вид, что работаете), тогда мы с Вами пообщаемся о «социальной безответственности бизнесменов»…

    А при чем здесь «вы поработайте»? Вопрос принципиальный: удмуртские бизнесмены готовы ли вкладывать деньги в развитие удмуртской культуры и в появление рынка удмуртской рекламы или нет? И тут дело не в том, чтобы «вкалывать с утра до вечера», а в том, как расставлять приоритеты.
    Вот татарские, еврейские, кавказские бизнесмены расставлять приоритеты умеют и дело не в толщине кошелька, а в горизонте мышления и ответственности за свой народ

    • На принципиальный вопрос отвечаю от себя лично, а не за всех предпринимателей:
      1. Мне не нравится нынешняя удмуртская культура, и не понимаю почему она мне должна нравиться только из-за того, что я удмурт. Соответственно я не инвестирую в то, что мне не нравится.
      2. Инвестиций в удмуртскую культуру не будет до тех пор, пока представители культуры не начнут видеть в бизнесменах партнеров, а не только дойных коров.

      • есть замечательный пример, когда молодые специалисты, сдетьми на руках, недовольные системой образования в начале 90-х. сделали для своих детей Гуманитарный лицей. есть много примеров в ижевске, когда музыканты недовольные вечеринками делали вечеринки сами в тех форматах, которые их устраивали….

  6. «причем русская аудитория будет дополняться еще удмуртской, ибо практический каждый удмурт владеет русским языком» — но это частично происходит из-за дискриминации, дискриминация в том, что в средней школе, которая сама-по-себе обязательна в россии, русский язык обязательный предмет для удмуртов, а вот удмуртский язык наверно не обязательный предмет для русских, так как об обязательности татарского и башкирского языка в интернете много пишут — русские и некоторые русскоязычные жалуются, а об удмуртском языке такого нет. можно сделать как в татарстане сейчас, или надо бороться за то, чтобы русский язык формально не был обязательным для удмуртов, а был обязательным только также как и другие иностранные языки — если в школе преподается английский, он в этой школе обязателен, если преподается немецкий — обязателен немецкий, если нет учителей иностранного — его нет, примерно также мог бы быть предмет русского языка формально, хотя все будут его учить, просто формальная такая возможность не учить его наверно дала бы чувство того, что вы не дискриминированы, что вам имеет смысл бороться за продвижение удмуртского языка, так как с продвижением, возможно, некоторым удмуртам русский язык даже станет не нужен, хотя, так же можно продвигать и сейчас, но если вы не собираетесь бороться против обязательности русского языка, удмуртский язык для многих людей будет тем, от чего можно довольно легко отказаться. но я не говорю, чтобы удмурты также не знали других языков насколько сейчас не знают русские. в незнании других языков наверно есть польза, если человек сильно погружается в другие предметы, например как билл гейтс делал программы, но знание нескольких языков наверное помогает пониманию того, что соответствие слов и смыслов можно было бы выбрать по другому, иногда такое ощущение, что одноязычные авторы этого не понимают. но ведь смотрите, как обычные нации знают чужие языки — каждый учит другой язык, или по школам, а не так как удмурты и татары — все знают один язык, но, вот русские, татары, удмурты, и так далее, например таким образом знают английский язык не настолько хорошо, насколько удмурты и татары знают русский язык. вот, хорошо бы, если бы, татары, удмурты и другие, даже если бы могли не учить русский язык, всё равно большое количество нас знало бы какие-нибудь другие языки хорошо, как мы знаем сейчас русский язык, но при этом это было бы несколько языков и по выбору 🙂 , а кто желал — мог бы знать только свой язык и весь свой мозг занимать какой-нибудь наукой или производством, но кстати это получится не со всяким занятием, вот с программированием это может получиться, так как можно изучить некоторые элементарные вещи и на них строить и строить, но и там уже наверно надо использовать готовые компоненты программ — библиотеки и читать инструкции для них на чужом языке… но билл гейтс строил операционную систему — там всё с нуля, а если что-то использовал — то было на английском языке. и я не уверен на 100% что он не знал иностранных языков, но насколько я знаю, помню в школе он учился плохо.

  7. Владимир Широбоков, согласен с Вами про то, что «Инвестиций в удмуртскую культуру не будет до тех пор, пока представители культуры не начнут видеть в бизнесменах партнеров, а не только дойных коров».

    Пока, к сожалению, в бизнесе видят только источник денег. Если честно, при соотношении средств, вложенных в рекламу, выигрывают русскоязычные издания (из личного опыта).

    Вывод: пусть адепты удмуртской рекламы учатся делать её хорошо.

    • Покажите хоть одно русскоязычное сми написавшее о Семён Семёныче или Широбокове?

  8. Позволю себе выложить несколько ссылок за последний год.

    http://vkontakte.ru/video5765296_159744970 — Моя Удмуртия
    http://vkontakte.ru/video5765296_151587677?section=all — Моя Удмуртия
    http://vkontakte.ru/video5765296_159133263?section=all — радио «Маяк».
    http://www.udbiz.ru/node/1970 — Ижевский бизнес-портал
    http://www.paracels-pr.ru/archive/30/362 — журнал «Деловая репутация»

    Ну, это из свеженького. Товарищу «Utro» можно будет ознакомиться))) Надеюсь, этого, хватит? Так можно же ещё поискать повнимательнее)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *